"Коллекционер, собирающий какие-либо предметы, сохраняет память о них и тем самым делает свой вклад в историю: предмет коллекции становится частью истории и спустя время приобретает историческую ценность".
Ренато де Фуско.
"Ветровые машины".
Коллекция настольных вентиляторов Vortice является важной частью технической культуры ушедшего века. Она охватывает более ста лет промышленной истории: история, начатая в США в конце 19-го века и преуспевшая в Европе, успешно продолжается в Италии.
Франческо Трабукко
Из предисловия к "Ветряным машинам".
В сборнике собраны первые механические вентиляторы и первые модели с использованием электрической энергии: соответственно, это можно рассматривать как рассказ о рождении и эволюции бытовых электроприборов.
Предшественники современного вентилятора появились в США примерно в середине 19-го века, в то время, когда американские дома начали подключаться к электричеству.
На тот момент существовали вентиляторы, управляемые пружинными или педальными механизмами, энергией образованной при сжигании нефти и спирта. Затем в 1882 году Томас Эдисон представил первую систему распределения электроэнергии, проложив путь для электрического вентилятора, а также для всех других бытовых электроприборов.
В первые годы 20 века электрический вентилятор был дорогостоящим и не очень практичным предметом, не многие могли себе позволить его себе; тем не менее, вскоре он нашел свою нишу на рынке и стал одним из символов технического прогресса.
И именно в этот период, в начале 1900-х годов, вентилятор принял свой, теперь мгновенно узнаваемый, вид. Защитная решетка, с ее криволинейными ребрами из латунной проволоки, быстро стала основной визуальной характеристикой продукта. Типичный настольный вентилятор этого периода состоял из тяжелого основания, выполненного в основном из чугуна, ротора с металлическими лопастями и защитной решетки. Это вскоре стало основным дизайном для настольного вентилятора того времени и стало прототипом вентиляторов будущих поколений.
В начале 20-го века электрический вентилятор считался одним из символов технического прогресса. Роскошь, которой мало кто мог обладать. Это был не только дорогой предмет: он был также тяжелым, шумным и не очень практичным. Несмотря на это, вскоре электрический вентилятор стал популярным: офисы, общественные здания, рабочие места и дома.
В конце 20 - х годов наблюдался постепенный спад в первом поколении электрических вентиляторов: рынок был переполнен конкурентами (только в Соединенных Штатах было более восьмисот производителей).
Экономический кризис, спровоцированный крахом Уолл-Стрит в 1929 году, заставил конкурирующие компании сосредоточиться на цене и внешнем виде своего продукта. В 30-е годы конструкторы, занимающиеся разработкой моделей вентиляторов, вплотную занялись разработкой внешнего вида устройств.
В результате ассортимент и выбор предлагаемых видов продукции стал весьма разнообразным. С точки зрения дизайна, наиболее яркими представителями вентиляторов 30-х и 40-х годов стали вентиляторы Art Déco и Streamline.
В конце Второй мировой войны переориентация промышленности на мирную деятельность привела к резкому ускорению выпуска продукции и дала новый импульс исследованиям в области материалов и технологий производства.
Важность послевоенного восстановления была такова, что 50-е годы стали годами экономического бума и роста потребительского спроса. Это был также период, когда сделанная в Италии продукция, хорошо зарекомендовала себя во всех секторах рынка бытовых электроприборов.
Успех итальянских бытовых электроприборов был обусловлен главным образом талантом итальянских предпринимателей и инженеров, превосходным качеством и дизайном продукции. Действительно, понятие "красивый итальянский дизайн" датируется именно этим периодом.
В конце 50-х и на протяжении всех 60-х годов появился бесконечный ряд новых синтетических материалов, ключевыми особенностями которых были их пластичность, совместимость с многочисленными производственными линиями, такие как экструзия, термоформование, сжатие, пресс-формы и выдувное формование и др. - их прочность и стойкость, и большое разнообразие возможных цветовых решений.
Таким образом, пластмасса во всех своих проявлениях стала предпочтительным материалом для европейского дизайна, учитывая преимущества, которые они предлагали в инженерном плане, а также благодаря инновационному посланию, которое они смогли отправить.
В последние годы среди европейских производителей небольших бытовых электроприборов наметилась тенденция к децентрализации производства с упором на районы, где стоимость рабочей силы значительно ниже, чем в Европе. В результате чего, многие европейские компании сегодня перестали выпускать небольшие бытовые электроприборы, в том числе вентиляторы, а теперь просто покупают продукцию "NO NAME", брендируют и продают на внутреннем рынке.
Таким образом получается, что настольные вентиляторы производят неизвестные компании, но продаются они под брендом многих известных фирм. Продукция Vortice является исключением, т.к. вся продукция Vortice производится на фирменных заводах.